Сегодня, ко мне в «личку» пришло письмо от участника форума следующего содержания:
«Было бы очень интересным узнать Вашу точку зрения на вопрос о последнем провале на http://berforum.ru/. В первый же день про Вас вспомнила, но искать постеснялась.
Если у Вас есть соображения на причины и возможные последствия провала, не могли бы вы их изложить либо на форуме, либо в личной почте. Если у вас появится такое желание.
Заранее большое спасибо.
С уважением, valma.»
Спасибо Вам, уважаемая valma, за проявление внимания к моему мнению по вопросу о причинах появления 25 ноября с.г. провала «Малыш» в районе ж/д вокзала Березников.
Я слежу за дискуссией на Березниковском форуме и поэтому представляю какой интерес вызывают все попытки найти ответ на Ваш вопрос.
Мне, вот, только не понятно, почему Вы не спросили меня здесь об этом в теме «О смене собственников в ОАО "Сильвинит"», где я уже вкратце давал ответ на Ваш вопрос:
Повторю тот свой пост здесь:
Появление провала в районе Березниковского ж/д вокзала 25 ноября 2010 года и его расширение, заставило меня по-новому посмотреть на смену собственников в ОАО "Сильвинит" и особенно на их решение, назначить генеральным директором г-на Баумгертнера, воглавлявшего на протяжении 7 лет АО "Уралкалий" и принимавшего все меры связанные с процессами затопления рукдника БКРУ-1.
Так случилось, что мне пришлось поучаствовать в работе Березниковского форума http://berforum.ru/index.php?act=idx в теме "Топит 1-й калийный" практически почти с первых дней возникновения течи грунтовых вод в рудник БКРУ-1, где еще 01.11.2006 года практически первым заявил: "Вот почему необходимо немедленно параллельно приступать к строительству не только временной обводной ж/д ветки (эта "времянка" безусловно нужна), но и к прокладке ж/д пути вне шахтного поля БКРУ-1, например, от БКРУ-4 до "Заячьей горки".
Полагаться здесь на какую-либо "надежность" времянки и успокаиваться нельзя. Сегодня каждый потерянный день в строительстве ж/д ветки уже в будущем году может обернуться невосполнимыми экономическими потерями на годы и десятилетия.".
К такому моему пожеланию, как уже известно, все прислушались и сделали даже лучше - провели ветку 53 км от Яйвы на Чашкино.
Благодаря чему грузоперевозки из Соликамска работали бесперебойно.Но в ту пору уже 08.11.2006 г. я предупреждал всех: "Во-вторых. Я уже писал, что отбор рассола из скважины создает на глубине на поверхности покровной каменной соли своеобразную рельефную «звездочку» из каналов стока рассола к скважине.
Скажите мне, дамы и господа, каких размеров и какой конфигурации формируется сейчас рельефная «звездища» на поверхности покровной каменной соли от стока «опресненных» рассолов в водоканал течи в выработки БКРУ-1?
Если кто-то думает, что под промплощадкой и под западным барьерным целиком (у Камы) нет водоносных горизонтов над покровной каменной соли, с пришедшими сегодня в движение водами к точке их стока, то это напрасно.
Движение надсолевых вод там идет во всю с нарезанием достаточно глубоких каналов водотока в покровной каменной соли и ниже.
Так что нельзя надеяться на то, что исключены локальные оседания поверхности на целиках промплощадки БКРУ-1 и на барьерном целике (где собираются прокладывать обводную ветку ж/д).
Еще раз сожалею, что мое предположение о возможных причинах (о физике) возникновения течи на БКРУ-1 осталось до сих пор без надлежащего внимания со стороны всех заинтересованных лиц.".В дальнейшем, там, на форуме, я указывал на грунтовый водоток в шахту с размывом ВЗТ (в виде оврага в покровной каменной соли) к северу от провала, рекомендовал гидрогеологам оборудовать в промзоне (вокруг ж/д вокзала) сетку специальных колодцев для наблюдения за поведением в них уровней зеркала грунтовых вод для выявления образования «оврагов в покровной КС». И до настоящего времени я надеялся, что такое очевидное дело делалось и никаких пустот дополнительных в промзоне не возникло.
Появление провала в районе ж/д вокзала, говорит мне о том, что на такие цели АО «Уралкалий» денежки пожалел, колодцы в промзоне не строились и за зеркалом вод в них никто наблюдений не вел во время заполнения рудника БКРУ-1 грунтовыми водами.
Теперь жди появление провалов то там, то сям в те «овраги покровной КС». Уверен, что такие провалы будут видимым и достойным «ожирельем» для создаваемого в Березниках объединенного холдинга, над которым хохотать будет весь мир.»
Вы можете, уважаемая valma, сама скопировать весь этот мой пост и перенести его текст в ту тему Березниковского форума или там же добавить ссылку на эту тему форума «Соли Соликамска», чтобы все желающие, у кого ко мне появятся вопросы приходили сюда, регистрировались и спрашивали меня, уточняли, что будет непонятно.
А что, все-таки, Вам, уважаемая valma, непонятно в описании здесь у меня причины появления провала «Малыш»?
Раз уж появились «овраги» на поверхности покровной каменной соли от ее растворения в момент (полгода), когда шло заполнение рудника БКРУ-1 водой, то это означает образование своеобразных пустот НАД водозащитной толщей солей (над ВЗТ).
Эти пустоты, которые, действительно, только похожи на Карсты (не являясь таковыми), заполнились водой (когда зеркало воды в Большом провале поднялось доверху) и в них стали осыпаться вышележащие породы под действием своего веса. Процесс этот достаточно медленный. И вот, ОДИН из таких процессов заполнения части одного из «оврагов» горными породами (глинами и мергелями) дошел до поверхности с образованием «Малыша-01». Следовательно, со временем (через год-два) будут появляться в Промзоне и остальные «детки» процесса затопления рудника БКРУ-1.
Именно по этой причине в самые первые дни возникновения течи в рудник БКРУ-1 (01.11.2006 г.) я и поставил вопрос о прокладке «Обводной ветки ж/д» вне шахтного поля БКРУ-1 (помимо «Времянки»), например – от БКРУ-4 до Заячьей горки.
Самому городу Березники выше улицы Ленина при этом, каких-либо угроз не возникнет от затопления рудника БКРУ-1, до тех пор, пока какой-нибудь дурак не пробурит скважину в р-не ул. Ломоносова (на горе), чтобы выпустить воздух из купольных горных выработок или для дурацких научных исследований, нарушив тем самым возникшее равновесие в распределении горного давления, затопленных горных выработок.
Вот, такое мое мнение.