Сегодня снова нарастает взволнованность березниковцев по поводу и разрастания «Сестренки», провала почему-то именуемого как «Кроха», и значительных оседаний поверхности засыпанного песчано-гравийной смесью (ПГС) «Малыша» вблизи ж/д вокзала. И здесь меня тревожит не столько сами такого рода явления, сколько информационная ситуация вокруг динамики их проявлений.
Прежде всего, во всей информационной ситуации до сих пор отсутствует упоминания факта возникновения пустот в верхней пачке солевой толщи Верхнекамского месторождения в районе древних рассолопромыслов. Пустот, значительно возросших в период стока грунтовых вод в шахту в период с 2006 по 2009 год. Именно механизм возникновения канала течи в шахту из-за этих пустот и последующего резкого их увеличения - моя лаборатория ООО НИЛ «Асгор» в моем лице совершенно задарма стала описывать практически с самого начала появления течи воды в шахте БКРУ-1, т.е. в начале ноября 2006 года на Березниковском форуме в теме «Топит 1-й калийный», практически первой предлагая прокладку ж/д путей вне шахтного поля БКРУ-1, из-за высокой вероятности появления новых провальчиков в стороне от места течи вод в рудник.
Тогда, 5 лет назад, это выглядело гипотезой, и казалось бы, ее должны были бы взять на вооружение горняки. Но нет, горняки, как в «рот воды набрали». Благо руководство страны забеспокоилось и поспешило принять меры по прокладке 53-хкилометровой ветки ж/д, чтобы весь промышленный Соликамск не встал. И как я уже писал выше – ведь, едва успели с Божей помощью. Летом ветка заработала, а осенью – вагон провалился у ж/д вокзала – появился «Малыш».
Мое беспокойство возникает уже по вопросу о квалификации в среде горняков в ОАО «Уралкалий», в среде ученых-горняков Пермского НИИ «Галургия», в среде академиков-горняков Пермской академии, в среде администраций Березников и Соликамска (где тоже сидят горняки). Получается, что всех их надо доучивать и пропускать через переаттестацию или останавливать подземную добычу солей на Верхней Каме из-за отсутствия горных специалистов современного уровня.
И это не анекдот.
Потому что речь идет об ущербах на сотни миллиардов штрафных санкций, которая готова была вменить «Уралкалию» в 2009 году, если бы я отчаянно не бросился бы на защиту этого калийного монстра на 32-й странице темы «Уралкалий падает в яму» на том же Березниковском форуме, объясняя причины затопления рудника наличием пустот от древних солепромыслов в районе возникновения течи.
Уверен, что мои аргументы на форуме, были приняты наверняка некоторыми членами комиссии Сечина и Уралкалий вместе с Сильвинитом, отделались только расходами на строительство новой ветки ж/д (по сути ДЛЯ СЕБЯ). Но, очевидно, горнякам сие мероприятие ума не добавило.
Короче, людям, ничего не знающих о пустотах в верхней пачке солевой толщи от древних солепромыслов, нельзя доверять добычу солей на Верхнекамском месторождении.
Но это еще полбеды. Горняки, включая горняков-ученых, не знают у нас о том, что происходит с оседающей сегодня массой надсолевых горных пород в местах провльчиков.
Судите сами, уважаемые дамы и господа.
Все видят сегодня причину значительных оседаний поверхности засыпанного «Малыша» в неудовлетворительном качестве ПГС. Мол в этой смеси оказалось гравия меньше, чем песка. И горняк глава города Березников требует разобраться с поставщиками ПГС. Он, конечно, не один думает, что если бы гравия было бы в смеси в 2-3 раза больше, чем песка, то оседания поверхности засыпанного «Малыша» было бы меньше.
Ну, вот, я тоже горняк. И я считаю, что если бы гравия было бы не 18 % в смеси с песком, а – 60 %, то размер оседаний сегодня был бы эдак в 1,3 раза больше.
Почему?
А вы, дамы и господа, посмотрите на мою картинку засыпанного «Малыша» и сравните ее с первоначальной (выше показанной).
А теперь, ответьте мне на вопрос – «Давит или не давит вся масса ПГС на массу горных пород осевшую? А если давит, то с какой силою? А если давит сильно, то будет или нет та рыхлая масса осевших горных пород уплотняться?
Конечно же, плотность смеси гравия с песком при росте % гравия будет возрастать, увеличивая давление на осевшие горные породы и еще больше уплотняя их, отчего оседания поверхности засыпанного «Малыша» были бы еще выше.
Кстати, по этой же причине (уплотнение массы осевших в пустоту горных пород), потребовалось больше ПГСа в сравнении с расчетными. И тут «мудрить» много нечего, заставляя бедных горожан самих додумывать, почему ПГСа понадобилось больше.
А мне остается только сожалеть, что за все то полезное, что делала моя лаборатория ООО НИЛ «Асгор» для «Уралкалия», этот монстр лишил ее возможности дальше продолжать делать свои научные изыски. Впрочем, Бог ему судья.