Много лет я искал в литературе описание главного мотива похода экспедиции Ермака Тимофеевича в Сибирь, но этот мотив «будто сквозь землю провалился». Нет его в литературе. В прошлом топике мною он был найден и описан, как мне представляется, в высшей мере достоверно, а именно – Причиной похода Ермака в Сибирь была жесткая необходимость добиться возвращения соликамских солеваров из Сибирского рабского плена и снятие осады Чердыни от полчищ Пелымского хана Алея, сына Кучума.
Я пока не понимаю, зачем нужно было историкам замалчивать эту совершенно очевидную причину? Скорее всего, такой мотив для начала военного похода казаков Ермака в момент жестокой агрессии Сибирского хана Кучума против Руси, с явной угрозой захвата Пермского края и поголовного превращения его коренных мирных жителей в бесправных рабов, с ясными и далеко идущими захватническими целями, меркнет от гигантского масштаба исторических последствий такой экспедиции.
На самом деле ни Пермские промышленники, ни казаки Ермака, нарушая прямой приказ Пермского воеводы «Плыть с огненным боем вверх по Каме для освобождения от осады Чердыни (т.е. к нему на помощь в смертельной военной схватке с агрессором)», не ставили и не могли ставить перед собой цель «Завоевание Сибирского ханства и присоединение его к Руси».
Цель была сродни обычному военному маневру, в ответ на агрессию, навязать противнику серьезное сражение на его территории, в его глубоком тылу, в самом центре его территории, у стен его столицы и победой своей в том сражении принудить его к переговорам и договориться:
1. - о немедленном отводе своих войск из Пермского края (и тем самым - снятия осады с Чердыни);
2. - о немедленном освобождении всех Пермских мирных жителей, захваченных в плен, и прежде всего солеваров Соли Камской и Усолья;
3. - о возмещении всех затрат промышленникам и мирным жителям Соли Камской и Усолья, связанных с разорением войсками Сибирского ханства;
4. - о получении гарантий на будущие добрососедские отношения между Сибирским и Русским государствами.
Летописи явно показывают, что хан Кучум не делал абсолютно никаких попыток к началу переговорных процессов. Наоборот, он подговаривал своих высоких сподвижников устраивать под видом переговоров ловушки для казаков (гибель Кольца). Таким образом, казаки Ермака вынуждены были продолжать навязывать военные действия Кучуму, чтобы принудить его к переговорам вплоть до самой гибели Ермака в верховьях Иртыша.
Летописи экспедиции Ермака явно показывают, как таяла численность всей военной экспедиции Ермака в ходе всего затянувшегося похода, из чего становится совершенно ясна картина их полной обреченности. Отсюда встает вопрос, в чем была причина их стремления продолжать военные действия в Сибири вплоть до практически полной гибели всей экспедиции. Высокие слова, типа: «Они хотели умереть героями», тут не пройдут, потому что и казаки и сам Ермак вполне могли вернуться на Пермь Великую с великой славой победителей, после того, как разгромили войско Алея, бросившего осаждать Чердынь и вернувшегося к себе в Сибирь.
Почему же они не вернулись? И при чем тут солевары Соли Камской? Зачем в теме «Соледобыча Соликамска» мы взялись изучать поход Ермака?
Наверно, потому что голова России-матушки – это Москва, а душа и сердце России – это Соль Камская.
В самом деле, еще за десять лет до агрессивного набега Сибирского ханства Иван Грозный строго-настрого наказал воеводе и промышленникам и казакам Перми Великой подготовить крепости для пушечного арсенала в Григорово и в Орле-городке для надежной защиты солеварен Соли Камской и Усолья в случае нападения сибирцев на Русь.
И что же? Оказалось, что хотя крепости и были отстроены, но огненным боем так оснащены и не были. Фактически строгий Указ Ивана Грозного так и не был выполнен.
1-го сентября 1582-го года все церкви, все солеварни Соли Камской и Усолья оказываются беззащитными и уничтожаются полчищами Пелымского хана Алея. Да и Чердынь противник берет в глухую осаду. Все жители Соликамска и Усолья без исключения от мала до велика угоняются в безвозвратный рабский плен в Сибирь
Осознают ли вину свою, все те, кто согласно царского Указа обязаны были защитить наш регион от такой беды. Получается, что даже икона святого Николая Угодника, подаренная специально царем в качестве «оберега» не помогла, не защитила. Случилось бедствие непостижимое для любой Православной души.
Безусловно, и ни у кого не должно быть сомнений, что всю вину за случившееся взяли на себя и промышленники и казаки Перми Великой. И как водится уже согласно пословице русской «Или грудь в крестах или голова в кустах» эти люди и взяли на себя ответственность самим исправить дело, казалось бы неисправимое. Они САМИ, без на то царской воли, приняли военное решение – плыть в глубины Сибири к берегам Иртыша и там атаковать агрессора. Каждый казак и каждый спасшийся соликамец, который пустился в такой путь уже сам себе дал клятву или умереть или поставленную боевую задачу выполнить.
Четыре конкретные цели той задачи я указал сейчас выше.
А теперь уже, уважаемые дамы и господа, давайте посмотрим. Какие из поставленных целей достигла экспедиция Ермака.
Первая цель по отводу войск сибирцев с Пермского края была достигнута после разгрома войск Алея.
Вторая цель по возвращению солеваров и всех жителей из Сибирского плена была достигнута путем отмены рабовладельчества в Сибирском ханстве.
Эта отмена рабовладельчества была осуществлена не каким-то специальным постановлением Ермака, равно как и само присоединение Сибири к Руси, а была просто результатом обыкновенной войсковой операции самой экспедиции по обеспечению своего тыла на тех Сибирских землях, откуда бежали Кучумовские вояки, где вождям Сибирских племен Ермак навязал требование подчиниться ему, как военному представителю Руси, прекратить подчиняться Кучуму, прекратить торговлю рабами и предоставить полную свободу действий каждому человеку и оказать продовольственное снабжение всех отрядов экспедиции как бы в качестве возмещения ущерба нанесенного Кучумовской властью Пермским землям и городам - ПЛАТИТЬ ЯСАК РУССКОМУ ЦАРЮ.
Понимая, что нарушение этих требований Ермака грозило смертью, вожди Сибирских племен немедленно освободили всех плененных рабов и снарядили их всем необходимым для возвращения в Соль Камскую
Таким образом, частично оказалась выполненной и 3-я цель.
Но главное в причине невозвращения экспедиции Ермака из Сибири и ее самоотверженная погибель заключалась в невозможности выполнить 4-ю цель, из-за невозможности довести дело экспедиции до Договора с ханом Кучумом, прежде всего из-за тупого и недальновидного упрямства этого хана Сибири. Напомню всем о том, как Ермак стремился к переговорам и к заключению Договора с Кучумом. Тут я ссылаюсь на факт обстоятельств гибели Кольца (получившего право вести переговоры от самого Ивана Грозного) во время официальных переговоров с Карачой, правой рукой хана Кучума. Делегация казаков с Кольцом на переговорах была уничтожена.
Ермак с казаками вынужден был продолжать военные действия, чтобы принудить хана Кучума к переговорам. Но идти на переговоры с каким-то там казачьим атаманом царь Сибири явно не захотел, не понимая что тем самым он сам (по своей тупости) полностью утрачивает свое владычество над Сибирью, потому что уже ситуацию в свои руки взял царь Иван Грозный (с его преемником Борисом Годуновым), пославший в Сибирь на помощь Ермаку дружины с воеводой Семёном Болховским.
Вот тогда-то у погибающих постепенно в сражениях казаков Ермака, по моему мнению, и могла родиться песня про СОРОК стругов и своего атамана, примерные слова которой я здесь и привожу.
На Иртыш Сибирский выплыли казаки,
Вывел атаман наш сорок стругов да ладей.
И покрылось поле, и покрылся берег
Тьмою пострелянных, да порубанных людей.
Любо, братцы, любо,
Любо, братцы, жить!
С Ермаком нам братцы не приходится тужить!
Любо, братцы, любо,
Любо, братцы, жить!
Грозному царю готовы честно послужить!
Атаман наш знает, кого набирает
В струги быстроходны, да забыли про меня.
Им достались пушки да казачья доля,
Мне ж досталась дальняя Сибирская земля.
Любо, братцы, любо,
Любо, братцы, жить!
С Ермаком нам братцы не приходится тужить!
Любо, братцы, любо,
Любо, братцы, жить!
Грозному царю готовы честно послужить!
Стрелочка каленая, сабля заточенная,
Тело мое белое пронизали насквозь.
И осталось небо синее, бездонное
Для души казачьей, ну а тело сорвалось.
Любо, братцы, любо,
Любо, братцы, жить!
С Ермаком нам братцы не приходится тужить!
Любо, братцы, любо,
Любо, братцы, жить!
Грозному царю готовы верно послужить!
Жинка погорюет, выйдет за другого,
За мово товарища, да чтобы соль варить.
Жалко только волю во широком поле,
Жалко мать-старушку, ведь ей в разлуке жить.
Любо, братцы, любо,
Любо, братцы, жить!
С Ермаком нам братцы не приходится тужить!
Любо, братцы, любо,
Любо, братцы, жить!
Грозному царю готовы честно послужить!
Мы земле Сибирской подарили волю,
Казакам народы благо воздадут.
А за ту свободу и счастливу долю,
Мы буйные головушки уж все положим тут.
Любо, братцы, любо,
Любо, братцы, жить!
С Ермаком нам братцы не приходится тужить!
Любо, братцы, любо,
Любо, братцы, жить!
Грозному царю готовы верно послужить!
На Иртыш Сибирский выплыли казаки,
Вывел атаман наш сорок стругов и ладей.
И покрылось поле, и покрылся берег
Тьмою пострелянных, да порубанных людей.
Любо, братцы, любо,
Любо, братцы, жить!
С Ермаком нам братцы не приходится тужить!
Любо, братцы, любо,
Любо, братцы, жить!
Грозному царю готовы честно послужить!
Как могут, кто-то из казаков подметить, в этой песне нет ни слова про коня, как принято ошибочно считать, - верного спутника казака. И в битве за Казань, и в битвах за Москву против Крымского хана, и в битвах за Астрахань против ногайцев, и в экспедиции Ермака, - всюду мы можем наблюдать, что верными спутниками казаков были струги, ладьи, челны, лодки, оснащенные специальной речной артиллерией.
Вооруженный казаками речной транспорт того времени служил одним из важнейших факторов обмена товарами Руси в эпоху становления и развития ее промышленности, развития ее капиталистического способа производства.
Хотя речной флот и «замерзал» в зимний период на Руси, пересаживая тем самым всех казаков на лошадей, но это обстоятельство не могло изменить привязанности казака к своему стругу, к своему кругу товарищей.
Без понимания этой самой «привязанности» казака к своему стругу с товарищами, не возможно понять всей массовости явления, связанного с «казачьими землепроходцами» по освоению гигантских просторов Сибири с выходом за Охотское море, за Камчатку на Алеутские острова и Аляску в течение 100 лет после похода Ермака Тимофеевича до момента восшествия на престол Петра I.
А доставлять по рекам такой «тяжелый» товар, как пищевая соль (с вооруженной охраной товара) было весьма экономически выгодным делом. Да и доставка населению Руси разнообразной металлической утвари с заводов Перми Великой, тоже требовала не хилого, а очень даже «хитро-мудрого» речного транспорта.
Помимо речного транспорта Руси, конечно нужен был для процессов товарообмена и транспорт гужевой, где дорогами становились те же замершие зимой реки, но по мере развития речного транспорта всегда неизбежно шло развитие сухопутных дорог. Нормализация добрососедских отношений Руси с Сибирскими княжествами послужила взрывом в процессах товарообмена Руси и Европы с Сибирью, для чего понадобилась надежная дорога из Европы в Сибирь с обустроенным цивилизованным таможенным оформлением всего товарооборота. И такая дорога между двумя великими водоразделами Камы и Иртыша появилась – это была Бабиновская дорога из Соликамска до Верхотурья.